песок обнинск комлево сюда

← Оглавление

Интонационность

Каждый модус обладает своим индивидуальным характером мелодического развертывания, зависящим от модальных функций ступеней звукоряда и реализуемым в мелодике, в том числе в формулах и движениях. Различия образов мелодического развития определяются даже графически, они хорошо видны в нотной записи песнопений. Образование крупных мелодических волн или мелкое трелеобразное движение, кружения вокруг одного звука, склонность к поступенному движению или к скачкам, различная интервалика и направление этих скачков, а также их контекст (то, как вводится скачок и что следует за ним), стремление к восхождениям или же, напротив, обилие ниспадающих мелодических оборотов, уход в нижний регистр своего диапазона или преимущественное пребывание в верхнем, — всё это создает живой, яркий, неповторимый облик каждого модуса.

Определенные интонационные типы способствуют выработке будущего октавного гармонического мышления. Прообразами октавных функций представляются финалисы пятого и седьмого модусов и их октавы (особенно в градуалах). Речитации на этих ступенях, подготовленные движением к ним от доминанты, или удвоения этих звуков ассоциируются с будущими кварто-квинтовыми соотношениями тоники и доминанты.