https://casinobonusescodes.com/171178/100-freeroll-lincoln-casino-and-liberty-slots-casino-61/

← Оглавление

Раздел3.3. «Сила/слабость доминант и финалисов»

Подраздел 3.3.1 «Доминанты». В подавляющем большинстве песнопений григорианского хорала функциональное главенство доминанты несомненно.

Однако обнаружено небольшое количество напевов, в которых наряду с доминантой почти так же активно действует другая модальная опора, которая представляет собой доминанту парного модуса. Таким образом, обычная двухполюсность (доминанта — финалис) сменяется трехполюсностью (доминанта — необычайно активная доминанта парного модуса — финалис).

Сама по себе активность других сильных ступеней еще не свидетельствует о слабости доминанты и размывании структуры модуса. Напротив, сильные ступени (если только их весомость не сопоставима со значением доминанты) создают крепкий фундамент, на котором держится все модальное здание. Но когда одна из ступеней вступает в реальное соперничество с доминантой, выказывая не меньшую силу, модус деформируется.

Установлено, что:

1) во францисканском репертуаре доминанта в целом достаточно сильна.

2) Ослабление доминанты происходит за счет конкурирования с ней доминанты парного модуса.

3) Напевов со слабо выраженной доминантой незначительно мало.

4) Ослабление доминанты вероятнее всего происходит в композициях широкого диапазона, однако в прямой зависимости от амбитуса сила или слабость доминанты не находится.

Подраздел 3.3.2 «Финалисы». Каденционные ступени в григорианской монодии, образующие в каждом модусе иерархически выстроенную систему, выступают регуляторами музыкальной формы. Финалис — один в каждом модусе, в то время как серединных каденций — несколько и они могут взаимозаменяться. Однако нередко и сам финалис в конце песнопения подменяется одной из более легких ступеней.

Окончание не на финалисе, а на другой ступени имеет особое значение для музыкальных жанров со встроенной псалмодией, таких как интроиты, трактусы, градуалы и аллилуйи. Их форму можно было бы назвать, по аналогии с классической формой, составной. Анализ песнопений привел к следующим выводам:

1) Простые формы офферториев и причастных песнопений, в которых нет чередования контрастных разделов, завершаются исключительно финалисами. Употребление в этой роли других модально сильных ступеней, поскольку не обусловлено требованиями формообразования, привело бы к ослаблению модуса.

2) Напротив, в составных формах, основанных на принципиальном контрасте, стилистическом (свободная компоновка мелодии и сочинение по имеющейся модели; различный мелодический склад) и исполнительском (хоровое или сольное пение), для завершения крупных разделов применяются наряду с финалисами и другие модально сильные ступени. Их сопоставление между собой в окончаниях самостоятельных разделов формы и со ступенями серединных каденций внутри каждого из этих разделов образует два уровня контраста — синтаксический и композиционный. Такой двухуровневый контраст придает музыкальной форме глубину и рельефность.