Commercial Debt Recovery * Vulkan разное казино вулкан надежность и защита казино вулкан дат гарантию что ни при каких

← Оглавление

Раздел 4.7

Раздел 4.7 «Причины трансмодализаций и мелодические прообразы (архетипы)». Выяснение причин трансмодализаций так или иначе связано с попытками выявления мелодий-архетипов, на данном этапе ограниченными только рассуждениями общего характера.

Л. Трейтлер, изучавший устную природу хоральной трансмиссии, доказывал, что разные мелодические варианты напевов одного модуса могли создаваться независимо друг от друга, происходя от общей «формулотворящей системы». Происходит пересечение различных мелодических типов, благодаря чему одинаковые или сходные начала напевов, могут иметь различные продолжения, реализующие разные «формулотворящие системы». При этом Л. Трейтлер имел в виду только одномодусные варианты мелодий[6].

Мы рассматриваем принципиально иное соотношение мелодических версий хоральных напевов — разномодусное. Возможно, модальные связи подталкивали певцов в определенные моменты к естественному переходу от типа движения одного модуса к типу движения другого модуса.

Однако трансмодализации, имеющие осознанный, специальный характер трудно объяснить только с позиций теории устной традиции Л. Трейтлера. Этот преднамеренный тип трансмодализации в силу своего составного характера может быть отнесен к письменной эпохе хоральной традиции. Выскажем предположение, что одним из побудительных мотивов трансмодализации могла быть неудовлетворенность художественным результатом.

По всей видимости, первоначальный облик хоральных мелодий был и модально нормативным, и модально однозначно окрашенным. При устной природе и устном способе передачи напев, имеющий какие-либо отклонения от модальных норм, не смог бы удержаться в певческом обиходе. Мелодия, не вполне ориентированная на определенную модель, в процессе певческой практики довольно скоро приобрела бы типовые черты, свойственные тому или иному модусу.

Однако в процессе становления новых модусов изначальная модально-формульная определенность более древних модусов могла исподволь размываться, поскольку общее происхождение старых и новых модусов провоцировало и принятие и использование в них одних и тех же формул и типов движения. В новом музыкальном контексте напевы в старых модусах могли несколько утрачивать свою модальную специфичность. Вероятно, такие модально неоднозначные напевы требовали коррекции, необходимой для их более осмысленного запоминания, воспроизведения и передачи.

Причиной модальных модификаций могло быть также общее происхождение модусов, возникших примерно в одно время.

Предлагаем также учитывать при поиске причин трансмодализации и мелодических первообразов возможную склонность в той или иной традиции к определенным модусам.