← Оглавление

Соотношение текстовой и мелодической структуры

Не является абсолютным параллелизм синтаксических структур текста и мелодии григорианского хорала.

Во-первых, продолжительность текстовых и музыкальных законченных разделов неодинакова. Совпадение границ разделов наблюдается не очень часто, главным образом в интроитах и коммунио. В основном же размеры текстовых и музыкальных предложений составляют соотношение два к одному: в одном простом предложении укладываются два музыкальных законченных построения (их законченность выражена введением типовой каденционной формулы). Причин тому может быть несколько. Наиболее очевидная — это необходимость взятия певческого дыхания в мелизматических песнопениях. Возможно, что дробность музыкальных структур призвана обеспечивать более выразительную подачу словесного текста, отсюда и трехступенная иерархия каденций.

Во-вторых, иногда текстовые закономерности вступают в противоречие с организацией музыкальной формы. Этот факт тоже можно объяснить практической необходимостью цезуры после продолжительных распевов, однако кажется, что главная причина — художественная, и кроется она в желании сделать именно музыкальную форму более стройной. Таким образом, музыкальные закономерности порой выходят на первый план, подчиняя себе словесно-текстовую организацию.